На этой неделе Министерство культуры в процессе открытых питчингов новых проектов, находящихся в различной стадии производства, определилось с тем, какие фильмы получат государственную поддержку в размере от 30 до 50 миллионов рублей. Среди победителей — новые картины Валерии Гай Германики, Андрея Звягинцева, Федора Бондарчука, Кирилла Серебренникова и других известных режиссеров.

Процесс отбора проектов для финансирования в этом году проводился по принципиально новой схеме. Продюсеры и режиссеры представляли свои будущие фильмы чиновникам и экспертному в формате открытого питчинга, сопровождая свой рассказ визуальными материалами. Например, Андрей Звягинцев начинает снимать картину «Левиафан» уже 1 августа, и специально для питчинга приехал на один день в Москву из Мурманской области, где будут проходить съемки. Вместе с собой он привез ролик о выборе натуры для фильма, что дало аудитории представление о настроении и масштабе «Левиафана».
Питчинги шли четыре дня: первыми свои проекты на суд экспертного совета представили документалисты, на следующий день в минкульте выслушали дебютантов, третий день посвятили детским и юношеским фильмам, четвертый — авторскому и экспериментальному кино.
Шесть документальных фильмов, которые по итогам голосования получат государственные субсидии, это — «Последнее лето Серебряного века» режиссера Андрея Осипова по сценарию Одельши Агишева, состоящий из пяти 45-минутных фильмов проект продюсерского центра «Киностудия имени М. Горького» «Россия с высоты птичьего полета», который поддерживают нескольких европейских телеканалов и ВГТРК, «Цурцула» режиссера Всеволода Блотнера и продюсера Алексея Тельнова о небольшом монгольском селе, научно-популярный фильм «Гоголиное озеро» про симпатичных уточек в естественной среде обитания, фильм-портрет о художнике — нонкоформисте Оскаре Яковлевиче Рабине «Селедка и вдова Клико» режиссера и продюсера Александр Гутмана, и, конечно, новая картина одного из самых известных российских документалистов Виталия Манского — «В лучах солнца» о Корейской Народной Демократической Республике, где режиссер уже получил право на съемки. Главным героем фильма Манского станет десятилетний ребенок из Пхеньяна в период подготовки национального праздника — Дня Солнца.

Среди тех проектов, что остались «за бортом» конкурса — проект «Резо Габриадзе. Истории» режиссера Левана Габриадзе, который должен стать причудливым миксом анимации и документального кино, со сценаристом и режиссером Резо Габриадзе в центре повествования. Снимать «Истории» будут в Тбилиси, Москве и Париже. Еще один проект, не дотянувший до получения финансирования какой-то балл — кино о науке «Точно Нобелевская!» Дмитрия Завильгельского. Автором сценария этого проекта выступил доктор физико-математических наук Сергей Попов, который поднял интересную проблему тех ученых, кто, отдав жизнь экспериментам и поискам, понимает, что научного открытия им сделать не довелось.

В секции дебютного кино порой встречались более чем знакомые имена, самым известным из которых было имя Юрия Арабова — известный сценарист и постоянный соавтор Александра Сокурова собирается дебютировать в режиссуре картиной «Русские жены». Это драматическая история о судьбе русских женщин, жен албанцев во время диктатуры Энвера Ходжи. Сценарий Арабов написал сам пять лет назад, но так и не нашел по разным причинам режиссера. Сейчас художественным руководителем проекта является Александр Сокуров, и, по словам Арабова, он готов оказать всяческую поддержку.

«Даже если питчинг пройдет успешно, об этом произведении рано говорить, потому что это должен быть дорогой европейский проект. Нельзя картину делать в проброс, как в основном производятся российские фильмы. Питчинг — это только первый шаг в поисках денег. А найдем мы их или нет — открытый вопрос», — сказал Арабов в интервью журналу «Сноб». Сценарист уверен, что у фильма может быть фестивальная судьба. Проект Арабова по итогам питчинга получил государственную поддержку.

Среди других дебютантов, которые получат финансирование от Минкульта, — новый проект режиссера «Бездельников» Андрея Зайцева под рабочим названием «Челентано» о первой любви в спальном районе. Сейчас идут съемки фильма, главные роли в котором играют подростки 14–15 лет. Наталья Кудряшова собирается снять картину «Пионеры-герои», по сюжету которой три одноклассника готовятся к принятию в пионеры в 1987 году. Режиссер рассказала, что «в наши годы, оказавшись, фактически, в другой стране, „последние пионеры“ учатся жить по-новому, хотя движет ими то, что было заложено в детстве». В продюсировании «Пионеров-героев» заинтересована студия «CTB» Сергея Сельянова.

Государственную поддержку также получат фильм «Вакантна жизнь шеф-повара» о том, как один человек проживает чужую жизнь, альманах «Осторожно, пистолет не заряжен!», комедия «Дед_005. Часть II» про разведчиков на пенсии, лирическая комедия «Трек» о тренере по велоспорту, которого сыграет Андрей Смоляков, «Лес» о жителях затерянной северной деревни, «Предопределение» по сценарию Владимира Меньшова и романтическая драма «Смайлик». Свой режиссерский дебют должен был представлять на питчинге актер Сергей Пускепалис, но он в последний момент снял свой проект с рассмотрения.

Не получила достаточного количества баллов сценарист и режиссер Cоня Карпунина, представлявшая на питчинге фильма «На расстоянии». Главные герои ее комедийной мелодрамы — сводные брат и сестра, которые «силою обстоятельств оказываются втянутыми в череду нелепых приключений и вынужденны постоянно выручать друг друга». Помимо прочего, они понимают, что влюблены друг в друга. Ситуация осложняется тем, что оба связаны отношениями. Основные съемки должны пройти в Санкт-Петербурге. Не повезло получить поддержку двум весьма убедительным проектам с известными продюсерами. Валерий Тодоровский представлял мюзикл «Веселые рэпята» с Иваном Дорном в главной роли, а Илья Бачурин из «Главкино» — «Повод прогулять уроки» победителя Jameson First Shot Антона Ланшакова, снявшего короткометражку с Уиллемом Дефо. Ланшаков рассказывал в интервью КиноПоиску, что его фильм — о приключениях одиннадцатиклассников из Москвы, и он снимет его в любом случае, независимо от получения государственного финансирования.

На питчинге проектов для детей и юношества было представлено 19 проектов, среди которых, к примеру — экранизация «Кентервильского приведения» Оскара Уайльда, действие которой перенесено в современность. Продюсер проекта Екатерина Филиппова рассказала, что история будет разворачиваться в России, но на главную роль, тем не менее, пригласят известного британского актера. Однако «Привидение» поддержки Минкульта не получило. Еще одна экранизация — «Полианна» Юрия Грымова, которую режиссер пообещал снять в «панковской эстетитке» — также не набрала достаточно голосов. На главную роль сироты Полианны Грымов собирается взять сироту Анисью, у которой был «синдром Маугли» — она не говорила и не ходила до 6 лет.

http://s5.uploads.ru/aINod.jpg

Государственную субсидию получит автор фильмов «Суходол» и «Море» Александра Стреляная, которая планирует снять кино для всей семьи под названием «Самый рыжий лис». По сюжету смешная девчонка влюблена в молодого человека — почтальона, который привозит газеты ее дедушке, кукольному мастеру. Героиня создает трогательный мир лисьей семьи. «Но лисы начинают вытворять такие фокусы, что девчонке приходится отправиться в волшебный мир, позвав с собой в помощь любимого почтальона для того, чтобы навести порядок в этой сказке», — рассказала режиссер и автор сценария. На роль Лиса Стреляная позвала Александра Яценко, с которым познакомилась на кинофестивале в Вологде.

Режиссер Николай Хомерики получит от Минкульта субсидию на производство мелодрамы «Завтра утром», сюжет которой строится вокруг любви двух подростков из соперничающих спортивных лагерей, руководители которых — заклятые враги, воздвигшие забор между лагерями из-за своего неудачного романа. На роли взрослых Хомерики хочет пригласить Михаила Ефремова и Ренату Литвинову. Планируется, что съемки пройдут на Дальнем Востоке.
Основной интерес СМИ вызывал финальный день питчинга, когда за право получить субсидии боролись 30 проектов авторских и экспериментальных фильмов, среди которых новые картины Звягинцева, Бондарчука, Чухрая, Миндадзе и многих других. Из трех десятков фильмов экспертная комиссия выбрала 12, еще три отрекомендовав Фонду кино.
Сергей Никоненко собирается снимать оптимистическую экранизацию рассказов Шукшина с характерным названием «Охота жить», которая должна появиться на экранах к 85-тилетию писателя. Павел Чухрай готовит психологическую драму «Сыновья», Сергей Попов — экранизацию повести Казакевича и военных дневников Симонова под названием «Двое в степи».

Валерия Гай Германика представляла фильм «Ночник» — своеобразный пересказ сказки Андерсена «Оле Лукойе», про доброго монстра, который является во сне главному герою — маленькому мальчику. Монстр чем-то напоминает артиста, что изображен на плакате в комнате его старшей сестры. Кирилл Серебренников наконец-то приблизился к съемкам драмы «Чайковский» по сценарию Юрия Арабова, о которой рассказывал КиноПоиску в прошлогоднем интервью. Действие «Чайковского» охватит несколько дней последней осени композитора, когда тот писал Шестую симфонию. Продюсер Сабина Еремеева пообещала, что фильм Серебренникова воссоздаст эпоху расцвета интеллектуализма в России, покажет быт высшего общества и станет аллегорией масштабу самого композитора. Выйти в прокат «Чайковский» должен в 2015 году.

Александр Роднянский и Андрей Звягинцев представили «Левиафан», действие которого разворачивается в небольшом городке на севере России. Съемки стартуют 1 августа в Мурманской области. Создатели приоткрыли завесу тайны и объявили, что в картине сыграют Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов. Премьера новой картины может состояться на одном из главных престижных кинофестивалей, ведь, по словам продюсера, заинтересованность в проекте официальными письмами выразили Берлинский и Каннский смотры. Фильм Звягинцева представляет собой «историю библейского Иова на материале современной России». В центре истории — живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы.

http://s4.uploads.ru/rpNZL.jpg

Британский актер Рэйф Файнс записал специально для питчинга в Минкульте видеообращение, в котором по-русски рассказал о своем участии в фильме Веры Глаголевой «Две женщины». Съемки картины по мотивам пьесы Тургенева сейчас идут под Смоленском, и недавно КиноПоиск подробно рассказывал о проекте и его непростой многолетней судьбе. «Маяковский», о котором Александр Шейн и Чулпан Хаматова рассказывали во время прошлогоднего Каннского кинофестиваля, тоже близится к реализации после пяти лет разработки.

Андрей Прошкин представил интересный мистический проект с элементами гротеска и абсурда — «Орлеан» (снова по сценарию, вернее, по роману Юрия Арабова). По сюжету в городе, «которого нет на карте», появляется некий экзекутор. Другие герои — хирург Рудольф, парикмахерша Лидка и мрачный следователь Неволин. Работа над «Орлеаном» сейчас на стадии подтоготовительного периода, и, по словам создателей, без средств Минкульта запуститься весной-летом следующего года им будет непросто.

Гарик Сукачев и продюсер Джаник Файзиев взялись за фильм о чемпионке по синхронному плаванию. Он будет называться «Лучшая в мире». История начнется с эпизода в Сибири: молодая сплавщица погибает в реке, но чудом выживает трехмесячная девочка, застряв в бревнах. Ее спасает молодой человек, тренер по плаванию, который и берет над девочкой шефство и начинает готовить ее с раннего возраста к соревнованиям. На роль тренера приглашен Владимир Машков. Консультантом фильма выступает трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева.

Иван Вырыпаев посвятит новую ленту религиозным вопросам: его «Спасение» повествует о католической монахине, приезжающей с миссией в Тибет. В главной роли — супруга режиссера Каролина Грушка, вместе с которой Вырыпаев и придумал этот проект несколько лет назад, взяв за основу реальную историю одной монахини. По словам режиссера, это будет международный проект с иностранными актерами. Вообще, снять «Спасение» Вырыпаев собирался еще несколько лет назад и даже ездил в Тибет, выбирал натуру, проводил кастинг, но тогда не удалось запуститься.

Также на питчинге представили состоящий из четырех новелл фильм «Четыре сезона», который снимут Федор Бондарчук, Роман Прыгунов, а также Петр и Константин Бусловы. Новеллы будут соответствовать четырем праздникам из разных сезонов (Новый год, Масленица, Иван Купала, Хэллоуин) и будут объединены едиными персонажами и сюжетом. «Черная вода» Александра Лунгина и Сергея Осепьяна сами создатели описывают как экологический триллер, его действие разворачивается в пожарном затоне. В мелодраме «Со дна вершины» Валерия Ахадова речь пойдет о параолимпийцах. Картину Ахадова уже поддерживает Оргкомитет Олимпиады в Сочи.

По итогам тайного голосования поддержку Минкульта получат «Ночник», «Чайковский», «Две женщины», «Левиафан», «Двое в степи», «4 сезона», «Черная вода», «Батальон смерти» Дмитрия Месхиева и продюсера Игоря Угольникова, о котором КиноПоиск рассказывал во время Каннского кинофестиваля, «Лучшая в мире», «Спасение» и «Со дна вершины». Минкульт также выбрал ряд проектов, которые рекомендует Фонду кинематографии для оказания поддержки. Это «Охота жить» Сергея Никоненко, «Каинова печать» Олега Фомина о партизанах и православном священнике во время Великой отечественной, и фильм «Реинкарнация. Духи священной горы» актера и режиссера Евгения Герасимова, который хочет позвать на одну из главных ролей Тиля Швайгера.

Отдельным пунктом в протокол внесли картину Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», который члены Экспертного совета по игровому кино нашли «одним из самых ярких и выразительных из представленных на очной защите проектов и, бесспорно, достойным государственной финансовой поддержки», несмотря на то, что в список «финалистов» проект не вошел. Фильм Миндадзе повествует о предвоенном времени, когда встречаются советский инженер Петр и его немецкий коллега Ханс, приехавший в СССР в командировку. Изначально проект получил грант на развитие, в качестве партнеров подключились немецкие фонды, однако, несмотря позитивную оценку его экспертами, теперь Минкульт не гарантирует ему субсидии на стадии производства. По словам немецких продюсеров фильма, которые приводит газета «Московский комсомолец», такое решение министерства может стать серьезным ударом по репутации России как партнера и нанесет урон дальнейшему сотрудничеству.

kinopoisk.ru